Соло о скрипке и не только
Размышления о музыке и педагогике Василия Кучерявенко В ЧДШИ работают настоящие профессионалы.
Размышления о музыке и педагогике Василия Кучерявенко
В ЧДШИ работают настоящие профессионалы. Каждый педагог пришел сюда со своим жизненным и творческим багажом. Об их жизни, наполненной интересными встречами, событиями, можно книги писать. Так и скрипач, и педагог Василий Владимирович Кучерявенко разрешил чуть-чуть заглянуть в закулисье своей жизни.
– Василий Владимирович, расскажите немного о себе.
– Мои родители жили в Москве. Мама работала помощником режиссера на киностудии, папа занимался монументальной живописью, делал люстры, подсвечники. Если вы помните, на улице Горького поручни магазинов были украшены витыми ручками – это дело рук отца. Потом папа получил в наследство дом в Харькове, и семья переехала, там я и родился.
– Как получилось, что музыка стала вашей профессией?
– Мои сестры играли на разных инструментах, отец и меня отдал на скрипку. У меня были очень хорошие педагоги: после папиного знакомого, однополчанина, я перешел учиться к профессору, который в своё время учился в Германии у Карла Флеша. После 9 класса я поехал в Москву, мечтал учиться у знаменитого педагога Юрия Янкелевича. Но он направил меня к известному педагогу Майе Глезаровой, преподававшей в Московском музыкальном училище при консерватории. Позже я поступил к Елизавете Гилельс в Московскую консерваторию.
– Как развивалась ваша музыкальная карьера?
– Еще будучи студентом, я работал в Большом театре. Потом играл в филармонии у Дмитрия Китаенко. Директор Светлановского оркестра услышал меня на конкурсе и пригласил на штатную должность в свой оркестр. Этот момент жизни связан с интересным случаем: я сломал ногу и пришел на конкурс на костылях, так и выступал. В Большом театре тогда сказали: «Ну вот, дожили: из театра уходят даже на костылях». В Светлановском оркестре я проработал 30 лет. Потом перешел в оркестр под управлением Павла Когана. Позже стал заниматься чисто педагогической деятельностью в школе имени Грига, в которой также работала педагог из ЧДШИ Наталья Мартыненко, она и позвала меня в Черноголовку.
– Что вы можете сказать о своих учениках?
– В Черноголовке трудно учить детей музыке, потому что способные дети очень заняты: секции, математические и другие олимпиады, да и в школе большие нагрузки. Иногда они буквально прибегают, скажем, с биатлона. Так я их сначала чаем отпаиваю, а потом начинаем заниматься. К сожалению, современная система обучения привела к тому, что дети совершенно индифферентные.
– В чём, по-вашему, проявляется безразличие?
– Их сложно заставить проявить чувства. У меня ходят ученики на футбол или борьбу, а я сам занимался каратэ и пытаюсь их через это расшевелить. Но они абсолютно не готовы проявлять темперамент, характер. А для скрипки темперамент важен. В моем понимании, есть тема, она состоит из определенного количества тактов или музыкальных идей и должна развиваться, доходить до кульминации. Если этого нет, то я считаю, что обманут и ничего от этой музыки не получил. Для меня категория прекрасного – не пустой звук.
– У скрипача должны быть определенные качества?
– Раньше, когда шли учиться на скрипку, слух должен был быть абсолютным. Кроме того, существует ещё много критериев как основание для учебы на скрипке, и если у ребенка не было данных, его не брали. Профессиональная работа на скрипке предполагает продолжительные занятия, иногда по 4–6 часов в день! Музыканты живут и общаются с инструментом, как с живым существом, добиваясь от него живого отклика и правильных ответов. А вообще, я стараюсь объяснить, что у нас есть два полушария мозга: одно отвечает за крупные задачи, другое – творческое. И для того, чтобы его развить остается два способа: писать от руки и играть на музыкальном инструменте. А если этого не делать, то половина мозга не работает. Мы приглашаем всех в нашу школу, где для каждого найдется педагог, который сможет помочь развиться любым талантам.
– Может ли хороший инструмент влиять на качество игры?
– Многое зависит от мастерства музыканта. Но каждый инструмент имеет разную степень отзывчивости, поэтому даже умеющий играть на плохом инструменте иногда не может добиться желаемого.
– Вы мотивируете учеников на участие в концертах?
– Если они приносят заинтересовавшие их ноты, я с ними эти партии прохожу, показываю, как это должно играться. Если им хочется сыграть и ради этого они лишних полчаса позанимаются на инструменте, это меня устраивает. Может быть, это их подтолкнет к более утонченному восприятию того, как они сами играют и как это должно звучать на самом деле. Я иногда говорю, если ты хорошо играешь, запиши себя на магнитофон, прослушай и сравни с другим скрипачом. И тогда скажешь, хорошо или нет ты это играешь.
В детских школах искусств Подмосковья обучаются около 90 тысяч детей. Работа по сохранению и развитию детских школ искусств – одно из приоритетных направлений в деятельности Министерства культуры Московской области.
Источник: http://inchernogolovka.ru/novosti/obschestvo/solo-o-skripke-i-ne-tolko
Последние новости
Председатель Общественной палаты г.о.Жуковский провел личный прием граждан
Сегодня Павел Соболев, председатель Общественной палаты г.о.Жуковский, провел личный прием горожан.
Член Общественной палаты г.о.Жуковский Дина Тушникова награждена Почетной грамотой Московской областной Думы
Сегодня член Общественной палаты г. о.Жуковский Дина Тушникова награждена Почетной грамотой Московской областной Думы за оказание гуманитарной помощи военнослужащим - участникам специальной военной операции и членам их семей.
Звенигородцев предупредили об изменениях в расписании электричек в вечернее время
Фото: Наталья Дорофеева Автор: Наталья Дорофеева С февраля пассажиров, пользующихся электричками на Белорусском направлении и МЦД-1, ожидают изменения в расписании.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи