Устройства плавного пуска электродвигателя: функции, виды и стоимость решений

Устройства плавного пуска электродвигателя: функции, виды и стоимость решений

Электродвигатель — это незаменимое оборудование в современном мире высоких скоростей. В настоящее время наибольшее распространение в промышленных целях получил асинхронный двигатель переменного тока, который стал популярен благодаря своей простоте, неприхотливости в использовании, высокому КПД и экологической безопасности.

Однако, у него есть свои особенности. В момент запуска электродвигателя возникают две основные проблемы: высокий пусковой ток и значительная нагрузка на механические узлы приводимого в действие оборудования. Кроме того, высокий пусковой ток создает значительную нагрузку на питающую сеть, что может привести к ухудшению ее качества и проблемам в работе других приборов. Резкий рывок при запуске также может сократить срок службы механических узлов приводимого в действие оборудования.

Для решения этих проблем были созданы устройства плавного пуска (УПП). Они позволяют уменьшить пусковой ток и постепенно нарастить скорость вращения двигателя, что снижает нагрузку на механические узлы и позволяет избежать резких рывков. Устройства плавного пуска также снижают нагрузку на питающую сеть и улучшают ее качество.

Выбор устройства плавного пуска зависит от требований конкретного оборудования и характеристик электродвигателя. Устройства могут быть разных типов и иметь разные параметры, но их основная задача остается неизменной: обеспечение безопасного и эффективного запуска электродвигателя.

Устройство плавного пуска (УПП) – это специальное устройство, которое предназначено для решения проблем, связанных с пуском электродвигателей. Как правило, основным недостатком пуска напрямую от сети является скачкообразная подача напряжения питания на двигатель. Обмотка статора двигателя имеет малое омическое сопротивление, а рабочее индуктивное сопротивление устанавливается только в момент выхода двигателя в «режим». В промежуток времени с момента включения в сеть до выхода двигателя в «режим» сопротивление очень мало и сила тока сильно возрастает. В результате получаем высокий пусковой ток, который достигает 6-8 или даже 10-12 кратного увеличения номинального тока потребления.

Для решения проблемы необходимо ограничить пусковые токи и осуществить плавный разгон двигателя до номинальных режимов. Использование УПП позволяет снизить нагрузки на механические узлы и значительно увеличить срок службы оборудования. Кроме того, УПП способен устранять рывки в механической части электропривода в момент запуска электродвигателей, а также гидравлические удары в трубопроводах и задвижках в момент пуска и остановки насосов.

Поэтому использование УПП является рациональным решением для предотвращения поломок и повышения надежности работы оборудования.

Устройство плавного пуска асинхронного электродвигателя работает по принципу использования тиристоров - полупроводниковых устройств, которые способны проводить ток после получения управляющего напряжения и "закрываться" при прохождении значения тока через ноль. Тиристоры сгруппированы по симисторной схеме для каждой фазы трехфазной системы. Управляющее напряжение, которое "открывает" тиристоры, подается на их электроды точно в нужный момент времени. Таким образом, напряжение на силовых клеммах электродвигателя можно регулировать, а крутящий момент зависит от квадрата приложенного напряжения. Это позволяет регулировать механические нагрузки и плавно останавливать электродвигатели, приводящие в действие низкоинерционные нагрузки. Однако, устройства плавного пуска имеют несколько недостатков. Они могут работать только с невысокими нагрузками или для запуска двигателя в холостую. Кроме того, при увеличении времени запуска может возникнуть опасность перегрева двигателя и полупроводниковых элементов устройства плавного пуска. Кроме того, снижение напряжения приведет к снижению крутящего момента на валу электродвигателя. Более совершенные устройства плавного пуска не имеют указанных недостатков. Они подразделяются на амплитудные и частотные, причем последние более дорогие и сложные в установке и наладке. Однако их использование оправдывает себя в условиях, когда необходимо изменить скорость вращения электродвигателя для решения задачи.

Варианты УПП

Существует два основных типа устройств плавного пуска (УПП):

1. Регуляторы напряжения без функции обратной связи.

2. Регуляторы напряжения с функцией обратной связи.

Обратимся к каждому типу подробнее.

УПП без функции обратной связи - наиболее распространенный тип. Здесь регулировка может быть выполнена по двум или трем фазам, но только в соответствии с предустановленной программой, указанной пользователем, которая содержит информацию о времени запуска и начальном напряжении. Данный тип устройств позволяет уменьшить пусковой ток и момент, а также обеспечивает возможность плавной остановки, но не способен регулировать момент в зависимости от нагрузки на двигатель.

УПП с функцией обратной связи - это улучшенный вариант предыдущей группы. Он контролирует фазовый сдвиг между напряжением и током в обмотках статора и использует полученные данные для регулировки напряжения на клеммах двигателя таким образом, чтобы запуск произошел гарантированно с наименьшим пусковым током и достаточным механическим крутящим моментом. Также полученные данные используются для защиты от перегрузки, дисбаланса фаз и т.д.

Продвижение не стоит на месте. Существуют УПП, которые имеют цепи отслеживания и могут контролировать нагрузку в каждый конкретный момент времени. Они считаются наиболее подходящими для приводов с тяжелыми и очень тяжелыми пусковыми режимами, для которых рекомендуется использовать преобразователи частоты. Кроме того, такие УПП могут эффективно снизить энергопотребление.

Применение устройств плавного пуска

Везде, где используется электродвигатель, можно применять устройства плавного пуска (УПП). Однако выбор нужно производить, исходя из нагрузки двигателя и частоты запусков.

Если нагрузка на двигатель невелика, а его запуск производится редко, можно использовать регуляторы без обратной связи либо вообще регуляторы пускового момента. Такие способы подхва-тят, например, в шлифовальных станках, некоторых вентиляторах, роторных дробилках, вакуумных насосах.

Если высокая нагрузка сочетается с частым и инерционным запуском, целесообразнее будет использовать регуляторы напряжения с обратной связью. Это может быть целесообразным, например, при работе с ленточной пилой, центрифугой, сепаратором, распылителем, лебедкой, вертикальным конвейером. Также можно выбрать запас по номиналу.

Интересный факт: в Европе законодательно запрещено запускать электродвигатели мощностью 15 кВт и выше, если они не оснащены устройствами плавного пуска.

Изменение цен на софтстартеры

В последние годы цены на софтстартеры подвергаются значительной нестабильности. Это связано с ростом стоимости импортных и отечественных изделий, производимых под российскими брендами в Юго-Восточной Азии, а также с увеличением цен на комплектующие, импортируемые в Россию. Такая ситуация обусловлена колебаниями валютного курса.

Стоимость УПП может варьироваться в зависимости от характеристик и начинаться от 7 тысяч рублей. Однако, цены на некоторые изделия могут достигать 700 тысяч рублей и даже больше. В таких случаях, максимально допустимый номинальный ток может доходить до 1200 А.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *