ESB (enterprise service bus): назначение, функционал, новые подходы к развитию
Интеграционная или сервисная шина (ESB) – это программа, которая позволяет осуществлять обмен данными между информационными системами различных предприятий. Использование ESB является конкурентным преимуществом, так как быстрая связь между корпоративными приложениями позволяет экономить время и рабочие ресурсы. В данной статье мы расскажем об устройстве и принципах работы интеграционной шины, а также о том, какие процессы она может осуществлять.
Их задача – отслеживать работу интеграционной шины, производительность приложений, анализировать проблемы и устранять их. Принципы работы интеграционной шины ESB-решение может работать в нескольких режимах. Рассмотрим пример работы, когда информационные системы находятся на разных серверах. - Приложение-источник формирует запрос и отправляет его на интеграционную шину; - Брокер сообщений проверяет, свободен ли активный ресурс, если да, то помещает запрос в очередь; - На этапе маршрутизации данный запрос направляется к нужному приложению-приемнику; - Приложение-приемник получает запрос, возвращает ответ в интеграционную шину, после чего ответ направляется обратно на приложение-источник. Результаты Использование интеграционной шины ESB обеспечивает более эффективную работу информационных систем предприятия, позволяет интегрировать разные сервисы без изменения кода приложений и без дополнительных затрат. Это существенно упрощает работу IT-специалистов и позволяет сфокусироваться на разработке и модернизации других приложений.Интеграция программных модулей
Предыдущий раз мы поговорили о причинах, по которым корпорации нуждаются в собственной сервисной шине. А теперь пришло время взглянуть на ее возможности и узнать, какие процессы могут быть реализованы благодаря интеграционной шине данных.
Механизм маршрутизации данных
Главная задача ESB заключается в получении информации из различных приложений и при надобности её направление в другие программы, соблюдая предписанные правила. Её функции включают сборку маршрутов для движения информационных потоков и защиту последовательности пересылаемых данных. Шина данных имеет специальные средства настройки, с помощью которых можно контролировать и изменять параметры пересылаемых потоков информации.
Преобразование сообщений: как сервисная шина помогает общению приложений
В мире существует множество различных систем, каждая из которых представляет данные в своем уникальном формате: XML, CSV, JSON, DBF и другие. Однако классический подход «точка-точка», когда приложения обмениваются информацией напрямую, сталкивается с трудностями при работе с разными форматами данных. В такой ситуации на помощь приходит сервисная шина предприятия (Enterprise Service Bus, ESB), который решает проблему, преобразуя данные из неподходящего формата в подходящий.
ESB помогает приложениям обмениваться данными в нужном формате, даже если они были созданы исходно в разных системах. Например, если необходимо отправить одно и то же сообщение в системы ERP и CRM, ESB трансформирует данные нужным образом и передаёт их в соответствующие системы.
Таким образом, сервисная шина позволяет не только решить проблему с различными форматами данных, но и упрощает процесс обмена информацией между приложениями.
Одна из ключевых особенностей ESB – масштабируемость. Благодаря этому свойству он легко справляется с работой различных информационных систем и объемов данных, распределяя нагрузку между приложениями. Интеграционная шина без проблем передает данные любого объема, разбивая крупные массивы на более мелкие, что позволяет избежать потерь в случае сбоя и не повторять отправку уже переданных пакетов. Более того, масштабируемость открывает возможности для предприятий расширять свои информационные мощности неограниченно даже при неоднородном IT-ландшафте.
ESB в качестве центрального компонента классической SOA-архитектуры еще несколько лет назад был на пике популярности, но совершенствованию нет предела. Новый этап эволюции технологий интеграции – микросервисная архитектура – позволила решить многие проблемы, связанные с тяжеловесностью, многослойностью и сложностью изменений в однородной монолитной структуре ESB.
В рамках сервис-ориентированной архитектуры, где ESB занимает важное место, все API объединены для обеспечения сквозной интеграции. API – это своего рода программный контракт, который описывает условия взаимодействия между программами: типы операций, входные и выходные данные. Использование API значительно облегчает взаимодействие различных сервисов, образуя доступные пользователям интерфейсы.
Чем отличается микросервисная архитектура от традиционного подхода с ESB шиной?
Традиционный подход к архитектуре приложений часто использует ESB-технологии для обмена данными между сервисами. Этот подход делает ESB центральным звеном между всеми сервисами, что может привести к множеству проблем с масштабируемостью, надежностью и производительностью в случае высокой нагрузки.
В отличие от этого, микросервисная архитектура базируется на маленьких и легковесных сервисах, каждый из которых решает отдельную бизнес-задачу. Каждый сервис поддерживается своей командой разработчиков и может работать изолированно от остальных. Кроме того, в микросервисной архитектуре нет централизованной базы данных, каждый сервис имеет свое хранилище информации. В этом случае ESB выполняет только функцию транспорта сообщений.
Независимость микросервисов друг от друга обеспечивает ряд преимуществ по сравнению с традиционным подходом:
- Упрощение и ускорение процесса внесения изменений в приложения, не требующее обновления всей системы;
- Легкость тестирования и автоматизации отдельных компонентов системы;
- Лучшее понимание процесса командой поддержки, когда каждый компонент обслуживается 1-2 разработчиками, что позволяет четко определить задачи.
При выборе платформы для интеграции рекомендуется рассмотреть гибкое решение, отвечающее всем современным потребностям. На сегодняшний день, это ПО с открытым исходным кодом и технологии интеграции на основе микросервисной архитектуры.
Фото: freepik.com